В середине 1990-х у обычного москвича было всего несколько способов закупиться более или менее модными вещами: сходить на рынок, зайти в дорогущий брендовый магазин в центре или купить все те же вещи в три-четыре раза дешевле, съездив за границу.
С продуктами была похожая история: чтобы купить все необходимое для того, чтобы насытить холодильник, приходилось ездить по нескольким рынкам и заходить в разные магазины - в булочной покупать хлеб, в "Диетах", пережитках Советского Союза - колбасу, в палатке у метро - пиво.
Детская комната в магазине "ИКЕА Белая Дача". Фото РИА Новости, Илья Питалев
Так же печально дела обстояли и с развлечениями, и с товарами для дома, и с мебелью - в общем, со всем, что было нужно нарождавшемуся "третьему сословию".
Любопытно, что на рынок стали первыми выходить именно продавцы продуктов питания: видимо, нехватка гипермаркетов, где можно было купить еды на неделю или две вперед, ощущалась больше всего. Вместе с "Рамстором" в Россию решила прийти торговая сеть Carrefour, одна из крупнейших в Европе. В Москве оператор намеревался стать якорным арендатором торгового центра "Атриум" рядом со станцией метро "Курская", однако из-за кризиса конца 1990-х эти планы так и не осуществились. Carrefour открыл свой первый столичный гипермаркет только в июне 2009 года. Уже в октябре того же года компания объявила, что продает бизнес в России из-за отсутствия "перспектив органического роста и возможностей совершать сделки по поглощениям". Правда, в 2011 году французы решили вернуться обратно.
Бум на рынке сетевого ритейла начался в 2000-х. В 2000 году в Химках открылся первый комплекс шведской сети товаров для дома и мебели IKEA, что для рынка можно сравнить с открытием McDonald's в начале 1990-х. Тогда американская сеть фаст-фуда показала, что России (тогда еще СССР) не надо бояться, а российский рынок стал для компании одним из крупнейших за пределами США.
Как и в McDonald's, в IKEA стали выстраиваться очереди. В 2002 году, воодушевившись успехом, шведы открыли торговый центр "Мега", а уже через несколько лет россияне стали одними из основных покупателей скандинавской мебели.
Приход IKEA сделал для сетевого ритейла больше, чем приход других аналогичных компаний. Дело в том, что компания публично заявляла о своем намерении не давать взятки ни при каких обстоятельствах. "Никогда не забуду мою первую встречу с послом Швеции в России Свеном Хирдманом. Этот очень прямолинейный человек встретил меня со словами: "Так это ты у нас из ИКЕА. Тогда объясни, как же вы можете быть такими идиотами, чтобы начать строительство, не разобравшись сперва, что здесь происходит?" – вспоминал в своей книге "Вопреки абсурду" первый гендиректор IKEA в России Леннарт Дальгрен.
IKEA доказала, что даже с российскими чиновниками можно справляться без взяток, а свои злоключения подробно документировала. В результате согласования объектов нет-нет да и пошли быстрее, и вскоре вслед за IKEA потянулись гипермаркеты совсем другого профиля. Они поверили не только России, но и репутации шведов.
Правда, тут получилась накладка. Уже в конце 2000-х выяснилось, что взятку сотрудникам IKEA все же пришлось дать. После долгого разбирательства вовлеченные в скандал сотрудники шведской фирмы были уволены, но после инцидента основатель компании Ингвар Кампрад все равно заявил, что Россия "разбила ему сердце".
Последователи
В 2001 году два первых магазина запустила Metro Cash & Carry - немецкая сеть, работающая в формате оптового гипермаркета. Впоследствии на рынок столицы вышли другие сети, входящие в группу Metro C&C - Real, гипермаркеты бытовой техники и электроники Media Markt и Saturn. В 2002 году на столичный рынок вышла сеть Auchan, запустившая первый гипермаркет в Мытищах. Под управлением группы находятся также магазины товаров для дома Leroy Merlin и гипермаркеты спорттоваров Decathlon.
Здание торгово-развлекательного центра "Филион". Фото РИА Новости, Виталий Безруких
Первый гипермаркет - сети "Мосмарт" - открылся в Москве в 2003 году. Примерно в это же время на столичный розничный рынок вышла немецкая сеть гипермаркетов Marktkauf (управляется компанией AVA) и OBI, сеть гипермаркетов формата DIY (do it yourself, или товары для дома и ремонта).
Нельзя сказать, что освоение иностранцами ближайшего Подмосковья и других регионов вокруг крупных городов проходило так уж безоблачно. Помимо скандалов с IKEA и провалом Carrefour стоит вспомнить, что и другие компании свое развитие в России вынуждены были скорректировать. Так, турецкая Enka в 2007 году отказалась от "Рамсторов" и продала открытые в России гипермаркеты французской группе Auchan. После завершения сделки торговые центры и гипермаркеты "Рамстор" были переименованы в "Капитолии", а супермаркеты "Рамстор" - в "Ситисторы". Осенью 2010 года было принято решение снести тот самый, исторически первый гипермаркет "Рамстора" в Кунцево, и построить на его месте многофункциональный комплекс площадью более 250 тысяч квадратных метров. К середине 2011 года гипермаркет был разобран на 50 процентов.
В июне 2011 года президент России Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, а уже в августе мэр города Сергей Собянин объявил, что площадь столицы вырастет на 160 тысяч гектаров. Для сетевого ритейла это означает, что многие гипермаркеты теперь войдут в состав Москвы. Следовательно, они будут оплачивать, к примеру, услуги ЖКХ по более высоким тарифам. Дополнительные расходы гипермаркетов, по примерным оценкам, могут составить десятки миллионов рублей в год. Для москвичей это будет неминуемо означать повышение цен. Впрочем, экспансию гипермаркетов это вряд ли остановит - слишком уж привыкли к ним россияне за последние десять лет.
Комментарий эксперта
О проблеме пробок, которые создают торговые центры, рассуждает начальник отдела коммерческой недвижимости компании "ИНКОМ-Недвижимость" Оксана Косолапова:
Я не могу сказать, что все торговые центры расположены очень неудачно или в той или иной степени неудачно. Как правило, они сосредоточены вдоль магистралей, но при этом вряд ли именно наличие торговых центров создает транспортные неудобства.
Что может создать пробку? Какой-то узкий въезд или недостаточность прилегающей территории, парковки, когда машины вынуждены ждать. Нельзя сказать, что везде это так.
И сваливать на наличие торговых центров проблемы с пробками, наверное, не совсем правильно. Безусловно, они вносят свою лепту, но сказать, что у нас люди собираются и в определенные часы, как на работу, едут в торговый центр, нельзя, это не так. График работы торговых центров достаточно удобен, они работают допоздна, некоторые даже круглосуточно.
Люди очень часто ездят в торговые центры, которые расположены в непосредственной близости от их дома. То есть специально выезжать за МКАД на 20 километров покупатели будут, только если у торгового центра очень узкий профиль, минимум конкурентов, когда в другое место просто не поедешь. Вот это может создать там какую-то проблему.