Историческая логика
Национальный проект "Доступное жилье" был объявлен Владимиром Путиным в сентябре 2005 года наряду с тремя другими национальными проектами. По плану тогдашнего президента, в рамках реализации проекта было необходимо увеличить объем жилищного строительства не менее чем на одну треть, за счет бюджетных средств оснастить инфраструктурой земельные участки под жилищное строительство, а также разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов и сформировать нормативную базу для выпуска ипотечных бумаг.
Впрочем, активно реформировать жилищное законодательство власти начали немного раньше: к концу 2004 года были приняты новый Жилищный кодекс, законы "О долевом строительстве" и "О жилищно-накопительных кооперативах". Многие из этих документов эксперты впоследствии называли неудачными или непродуманными, однако они так или иначе помогли развитию современного рынка недвижимости.
После того как правительство создало законодательную основу, было принято разумное решение направить на рынок недвижимости государственные средства. Дело было не только в том, чтобы поддержать собственно строителей и обеспечить жильем россиян - речь шла еще и об экономическом росте страны в целом, ведь общепризнанно, что строительство "тащит" за собой сразу несколько отраслей экономики, не связанных напрямую друг с другом.
Состояние с современным жильем в то время было просто катастрофическим. Достаточно сказать, что в 2005 году тогдашний глава Минрегиона Владимир Яковлев заявил, что при сохранении тех же объемов финансирования потребуется 300 лет, чтобы расселить людей из ветхого жилого фонда. "Две трети россиян не удовлетворены жилищными условиями, каждая четвертая семья проживает в квартире, находящейся в плохом или очень плохом состоянии", - рассказал Яковлев. Согласно его данным, из 2,8 миллиарда квадратных метров недвижимости в России 0,9 миллиарда находились в аварийном состоянии, полмиллиарда не ремонтировались от 10 до 40 лет. Еще 600 миллионов "квадратов" - это хрущевки, которые уже давно постановили снести. По словам Яковлева, на расселение требовалось около 1,3 триллиона рублей.
Суть программы
Помочь изменить ситуацию и был призван новый национальный проект, а курировать его реализацию вкупе с остальными нацпроектами должен был специально для этого перешедший из администрации президента в правительство первый вице-премьер Дмитрий Медведев. По сути, именно реализация нацпроектов должна была стать толчком для будущей карьеры нынешнего президента, и в первую очередь это касалось именно проекта по жилью. Но на практике из ключевого жилищный вопрос стал второстепенным: основных успехов удалось добиться в сельском хозяйстве. Кроме того, уже по ходу выполнения программ чиновники решили сделать акцент на здравоохранении: будущий президент регулярно открывал различные медицинские центры и отчитывался о росте рождаемости.
Фото РИА Новости, Антон Денисов
Что же касается проекта по жилью, то он реализовывался с переменным успехом. Поначалу годовой объем ввода жилья рос опережающими темпами, но к 2008 году динамика снизилась. Из запланированных 72,5 миллиона квадратных метров на практике было построено 63,8 миллиона.
Новые горизонты
Правопреемником национального проекта по жилью стали ФЦП "Жилье" 2011-2015 и программа "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России" на 2012–2020 годы. В программе говорилось, что необходимо в два с половиной раза увеличить строительство жилья в России, полностью избавиться от ветхих домов, довести до 50 процентов долю семей, способных самостоятельно приобрести жилье. На это, по расчетам чиновников, требуется 17,4 триллиона рублей, из которых 932 миллиарда должен дать федеральный бюджет, а остальные средства составят ипотечные кредиты, привлеченные жителями страны, и другие инвестиции.
Планируется, что 60 процентов построенных домов будут относиться к эконом-классу. А обеспеченность жильем к 2015 году в среднем по стране увеличится с 22,4 квадратных метров на человека до 25–27 "квадратов". Кроме того, резко должно вырасти число квартир, сдаваемых внаем - к 2020 году до 15 процентов от всего жилищного фонда.
Возможно, эти планы и удастся выполнить, если учесть ранее допущенные ошибки. Сейчас развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и неразвитость инженерной инфраструктуры. Например, около половины аварий в сегменте ЖКХ до сих пор происходит из-за ветхости коммунальных сетей. А существующая процедура согласования проектов не позволяет быстро начинать новое строительство: если в европейских странах подготовительные работы по сбору документации занимают не более двух месяцев, то в России эта работа растягивается на годы и требует серьезных финансовых затрат. Административные препоны доводят до того, что, по мнению некоторых экспертов, до половины стоимости московских квартир уходят на так называемую "коррупционную составляющую". Так что национальный проект не смог сделать самого главного - решить проблему открытости рынка недвижимости и упростить процедуру строительства. Несмотря на колоссальные инвестиции, государству не удалось создать самонастраиваемый рынок жилья, который бы развивался без указки сверху.
Комментарий эксперта
О перспективах решения "квартирного вопроса" "Ленте.ру" рассказал президент Корпорации "ИНКОМ" Сергей Козловский:
На мой взгляд, проблема доступного жилья должна решаться путем развития малоэтажного строительства. Спроектировать и построить малоэтажный жилой комплекс за пределами городской черты гораздо проще, чем втиснуть башню среди плотной городской застройки.
Большинство населения нашей страны корнями происходит из сельской местности, и им психологически проще жить в отдельных домах. К тому же, при сходной конечной цене потребительское качество таунхауса или малоэтажного дома гораздо выше, чем у городской квартиры - если за одни и те же деньги семье предложат 50-метровую квартиру или 150-метровый дом в ближайшем пригороде, то выбор будет очевидным.
По пути малоэтажной застройки пошли все развитые страны мир - вспомните "одноэтажную Америку", которая помогла США выйти из экономической депрессии 30-х годов. Строительство в пригородных зонах повлекло за собой развитие территорий, стимулировало дорожную инфраструктуру и частное предпринимательство. Так что если какие-то схожие инициативы будут и у нас претворяться на государственном уровне, думаю, это поможет развитию доступного жилья. Мы как-то провели любопытные расчеты и выяснили, что коттеджи и таунхаусы эконом-класса девелоперам будет выгодно строить и по низким ценам - на уровне тех, что декларируют министерства. Лишь бы у государство было желание работать сообща с бизнесом - упрощать выделение земли, облегчать подключение к коммуникациям, по американскому принципу вкладываться в развитие дорог.