Статуя
Здание Военторга. Фото ИТАР-ТАСС

Реставрация по-московски

Столица России изобрела особый вид уничтожения памятников

Когда в одном высказывании объединяются реставрация зданий и российская столица, можно не сомневаться, что речь непременно зайдет о разрушении исторического наследия и о "Москве, которую мы потеряли". Как правило, основным виновником сноса памятников архитектуры под видом реконструкции и реставрации называли бывшего мэра города Юрия Лужкова. Однако и после смены столичного руководителя ситуация, судя по всему, изменилась не сильно.

Авторы независимого экспертного доклада "Лужков. Итоги - 2" отмечали, что наряду с заслугами Лужкова (расширение МКАД, строительство Третьего транспортного кольца и жилых домов, специальные надбавки к пенсиям) одной из очевидных проблем в период его "мэрства" является "градостроительный беспредел". За время, пока Лужков руководил Москвой, в городе было уничтожено более тысячи исторических зданий.

Критики градостроительной политики бывшего мэра указывали, что под предлогом реконструкции и реставрации в столице уничтожается подлинная старина, которую заменяет так называемый "лужковский" стиль архитектуры. Этот стиль искусствовед и историк архитектуры Алексей Клименко охарактеризовал как "башенки, рюшечки, балясинки и прочая псевдоисторическая дребедень".

Можно приводить длинный список исторических зданий, которые были снесены за время правления Лужкова или отреставрированы "по-московски", то есть сначала снесены до основания, а потом построены заново. Так, например, поступили с Военторгом: здание, возведенное в 1912-1913 годах, в 2003 году полностью разрушили, а на его месте возвели "похожее" торгово-офисное здание.

Музей-заповедник "Царицыно", третий кавалерский корпус. Фото РИА Новости, Юрий Артамонов

В 2008 году, когда леса с "новодела" были сняты, архитектурный критик Григорий Ревзин констатировал, что Военторг превратился в "характерный офисно-торговый центр лужковского стиля", так как "вообще все черты, делавшие это здание памятником ‘венского’ модерна начала XX века, тщательно убраны". Сам же Лужков отреагировал на новодел словами, которые, вероятно, войдут в учебники. "'Военторг' шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг. На прежнем месте у входа воины со щитами", - сказал градоначальник.

Список памятников, которые историки называли "потерянными", а московские власти - "вновь обретенными", можно продолжать долго. Тут и Марфо-Мариинская обитель в Замоскворечье, которую реставрировали с серьезными нарушениями, тут и гостиница "Москва", которую воссоздавали "в точном соответствии с чертежами Щусева".

Отдельно стоит перечислить памятники, которые были уничтожены при советской власти, но которые московские власти решили построить заново. Храм Христа Спасителя и комплекс в "Царицыно" - самые известные примеры такого рода "воссоздания". Его отличительной особенностью является то, что памятники "воссоздаются" "почти как настоящие". В этом "почти" может заключаться многое - так, например, Храм Христа Спасителя оборудовали подземной стоянкой...

Можно сказать, что именно градостроительные инициативы любителя "башенок и рюшечек" возродили в Москве общественно-политические движения. Именно из-за сноса старых зданий в столице образовались движения "Москва, которой нет" и "Архнадзор", которые привлекли на свою сторону едва ли не всю гуманитарную молодежь города.

Они-то и вели в последние годы учет потерь Москвы от вандализма чиновников и девелоперов. В частности, именно они постоянно напоминают, что были снесены Теплые торговые ряды - ансамбль зданий рядом с Красной площадью, между улицей Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками. Претензии защитников старины вызвала и реконструкция одного из столичных символов - "Детского мира" на Лубянке. В октябре 2010 года "Архнадзор" поставил здание универмага на первое место в списке исторических объектов Москвы, которые находятся под угрозой. В частности, в "Архнадзоре" считают, что проект реконструкции "Детского мира" предполагает "полное уничтожение интерьеров".

Параллельно со становлением общественных движений, критикующих градостроительную политику властей, стала выявляться и еще одна характерная черта "реставрации по-московски". Наглядным примером может служить реконструкция Большого театра, которая ведется с 2005 года. В ходе реконструкции у генерального подрядчика ремонта сменился собственник, сам проект реставрации был пересмотрен, а в 2009 году Счетная палата объявила о значительном и ничем не подкрепленном увеличении сметы ремонта. В том же 2009 году Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело в связи с необоснованным расходованием средств, выделенных на реставрацию Большого театра. И хотя ни подозреваемых, ни обвиняемых по делу установлено не было, "реставрация по-московски" для многих стала означать еще и нечто, связанное с финансовыми махинациями.

Демонтаж гостиницы Москва, 2004 год. Фото ИТАР-ТАСС

Столичные чиновники на все обвинения реагировали в стиле уже процитированных слов Лужкова: все стало новое, да еще и с подземной стоянкой. Для того чтобы показать, что у властей есть хоть какой-то план застройки столицы, в мае 2010 года Мосгордума в спешном порядке приняла новый Генплан Москвы. После этого чиновников стали критиковать не только простые "общественники", но и эксперты в области архитектуры, а также "Гринпис". В Общественной палате новый Генплан назвали просто - "смертным приговором" столице.

Принятый Генплан предусматривает разделение городских территорий на зоны развития и зоны стабилизации. В первых (промышленные территории и районы с ветхими пятиэтажками) будут вестись реконструкция и снос, а также новое строительство, во вторых (центр и старые спальные районы) будет проводиться только капремонт и благоустройство территории. Ревзин, к примеру, заявил, что подобная концепция означает, что "на 80 процентах города можно будет сделать все что угодно". В Московском обществе охраны архитектурного наследия отметили, что "темпами, какими сейчас сносятся здания, можно всю старую Москву стереть с лица земли раньше, чем вырастут наши дети".

После того как Генплан был принят, в столице сменился мэр, и новым главой города стал Сергей Собянин. Почти сразу же после назначения он заявил, что Генплан нужно "оптимизировать" с учетом развития Москвы, а также приостановил часть разрешений на снос исторических зданий в городе. У общественности появилась надежда на сохранение исторической Москвы.

Однако в ночь с 18 на 19 июня 2011 года случилось событие, которое в "Архнадзоре" тут же окрестили "Ночью длинных ковшей". В Москве были снесены последний сохранившийся на тот момент флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской, а также дом купцов Феоктистовых на Большой Ордынке. В СМИ назвали разрушение зданий подтверждением неспособности московских властей защитить историческую столицу. "Реставрация по-московски" продолжается.

Комментарий эксперта

О московском "новоделе" "Ленте.ру" рассказала Наталия Кузнецова, директор Департамента коммерческой недвижимости компании "ИНКОМ-Недвижимость":

К сожалению, сейчас в Москве остается все меньше исторических задний. Те, что похуже, - уничтожаются, сжигаются или сносятся втихую, уступая место свежим постройкам, а те, что получше – реставрируются до такой степени, что вовсе превращаются в новодел.

На мой взгляд, сохранить реальный архитектурный облик удается лишь тем объектам, которые попали в "хорошие руки" – были выкуплены под представительские офисы теми, кому важна имиджевая составляющая. Несмотря на значительные штрафы, накладываемые в случае ненадлежащего обращения с исторической недвижимостью, особняки все же подкупают потенциальных собственников и арендаторов своим месторасположением, ведь большинство подобных знаний сосредоточенно именно в центре Москвы в высокопроходимых местах.